Балканы трясет от Белграда до Подгорицы. Сербы Косова против сил KFOR под командованием НАТО и албанского спецназа

Балканы трясет от Белграда до Подгорицы. Сербы Косова против сил KFOR под командованием НАТО и албанского спецназа
14 Декабря 2022

Балканы трясет. Продолжается противостояние - героическое и почти безнадежное - сербов Косова и объединенной мощи KFOR и албанского спецназа. Пока президент Сербии Александр Вучич ищет правды там, где ее найти невозможно по определению, - у командования НАТО и высшего руководства ЕС, - центральные улицы вечернего Белграда озарил тревожный свет фаеров. Ядро протеста составили футбольные болельщики. К ним присоединились активисты патриотических организаций и множество белградцев, не принадлежащих к каким-либо партиям или группам.

Звучали традиционные лозунги «Косово - сердце Сербии!», «Fuck NATO!» и «Сербы и русские - братья навек!» «Мы выражаем нашу поддержку братьям и сестрам, страдающим от ужасов шиптара [албанской власти], - пусть знают, что мы с ними и что мы разделяем их боль и угнетение, которому они подвергаются каждый день, потому что они сербы, - говорилось в обращении организаторов демонстрации. - Мы требуем, чтобы государство Сербия отреагировало немедленно! Мы не допустим нового погрома!»

Но Белград отделяют от Косова сотни километров - и защитников Космета (Косова и Метохии), мерзнущих на баррикадах в Лепосавиче и Рударе, поддержка белградцев согреет разве что морально. Сербия могла бы их защитить, введя свои полицейские силы в рамках резолюции 1244 Совбеза ООН 1999 года, но тут есть подводные камни.

Во-первых, как показали события последних дней, западные партнеры Белграда на резолюцию 1244, мягко говоря, плюют. Глава МИД Германии Анналена Бербок поспешила заявить, что предложение Белграда направить в Косово сербские силы безопасности абсолютно неприемлемо. По словам немецкой дипломатессы, Приштина снизила напряженность в крае, перенеся дату местных выборов, а Сербия своей риторикой сделала противоположное. Иными словами, Бербок посчитала возможным дезавуировать резолюцию Совета Безопасности ООН - органа, выше которого в системе международного права нет ничего. Посол России в Сербии Александр Боцан-Харченко в интервью российскому телевидению выразил недоумение по поводу демарша коллеги, а официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала слова Анналены Бербок откровенно вредительскими, провоцирующими хаос в косовских делах.

Во-вторых, в резолюции 1244 Совбеза ООН не говорится о возможности размещения тысячи военных или полицейских в Косове. Более того, там специально подчеркивается, что согласованная численность сербских сил «будет ограниченной (сотни, но не тысячи человек)». Конечно, содержание резолюции можно трактовать буквально - например, 990 человек подпадают под условие из документа, - но едва ли натовские бюрократы упустят возможность настоять на символической численности сербского контингента (если вообще согласятся на требование Белграда, что крайне сомнительно).

А как только Александр Вучич заговорил о необходимости возвращения в край сербских сил, Запад дал команду своей пятой колонне подвергнуть слова президента Сербии резкой критике. Контролируемый западным медиахолдингом (куда входит CNN) канал N1 опубликовал большое интервью бывшего главы Генштаба Сербии генерала Здравко Поноша, в котором тот очень четко, буквально по полочкам разложил видение ситуации с точки зрения пронатовских сербских элит (они есть и довольно влиятельны).

«Я не исключаю возможности, что Вучич подаст запрос», - снисходительно заявил Понош. Но ведь Вучич сам признает, что шансов на положительную реакцию командования KFOR (международных сил под руководством НАТО, отвечающих за обеспечение стабильности в Косове) нет. «Почему он просит о том, что, как он знает, не произойдет? Как его действия помогут сербам в Косове? И как повысят уровень безопасности?» - задается риторическими вопросами генерал Понош.

По мнению Здравко Поноша, а точнее, согласно методичке, спущенной из американского посольства его кураторами, сама идея о возвращении сербской армии в Косово «создает нереальный оптимизм и вредит сербам» края. К тому же налицо «издевательство над людьми» и «жестокое обращение с армией». Выход из ситуации, по мнению бывшего главы Генштаба (только представьте: Понош два года руководил сербской армией!), заключается в том, чтобы «наладить хорошие связи с KFOR и другими представителями международного сообщества в Косове». Ну и, конечно, разобрать баррикады.

«Баррикады нигде не помогали, - подчеркнул генерал Здравко Понош. - Они никогда и ничего не решали. В конце концов все нужно было обсудить и договориться».

Можно было бы не останавливаться так подробно на заявлениях откровенного русофоба и пронатовца Поноша, если бы не один существенный момент. Понош - не просто говорящая по приказу из американского посольства голова, а политик, которого Запад заботливо выращивал, чтобы сменить на посту президента слишком уж прорусского, как там считают, Александра Вучича. На президентских выборах в апреле 2022 года Здравко Понош проиграл Вучичу. Да, разрыв между первым и вторым местом был огромным (58% у Вучича и 18,4% голосов у Поноша), но у Поноша все-таки было второе место.

Задействовать такую тяжелую артиллерию, как ключевой оппонент Вучича, имеет смысл только в том случае, если Запад всерьез рассматривает вероятность бунта Белграда против порядка, основанного на правилах (выражение Хиллари Клинтон), - бунта, который хоть и не может привести к долгожданной сербской ирреденте, но способен серьезно помешать реализации планов США и их союзников на Балканах.

То, что планы не обречены на успех, показали события вечера 12 декабря в столице Черногории - Подгорице. В тихом и сонном городе вспыхнули беспорядки, опасно напоминающие уличные бои. Уже несколько месяцев Черногория живет в состоянии вялотекущего кризиса, который начался летом: правительство этнического албанца Дритана Абазовича получило вотум недоверия, но отказалось уходить в отставку.

Президент Мило Джуканович - верный вассал Запада, приложивший немало усилий для борьбы с сербским и российским влиянием в маленькой адриатической стране, - попытался распустить парламент, но безуспешно. А 12 декабря правительство приняло закон, серьезно ограничивающий полномочия президента, - по сути, обложило Джукановича со всех сторон красными флажками, как волка во время облавы.

Джуканович ответил предсказуемо: вывел на улицы активистов якобы патриотического движения «Има нас» («Нас много», «Нас достаточно»). Активисты, известные в Черногории как комиты (наследники националистических повстанцев, боровшихся в начале XX века против австро-венгерского владычества, а потом - против объединения Сербии и Черногории), - ударный кулак президентской Демократической партии социалистов. Они пользуются президентской властью там, где невозможно по каким-то причинам задействовать полицию или спецслужбы. И вот произошло нечто поразительное: боевики Мило Джукановича столкнулись с полицейскими, подчиняющимися правительству. Причем столкнулись жестко: в полицейских летели бутылки и камни, правоохранители распыляли слезоточивый газ, комиты пустили в ход перцовые баллончики. Полицейских было больше, и победа осталась за ними.

Тем не менее лидеры комитов заявили, что они намерены бороться с изменой, как они называют ограничивающий полномочия президента закон, дальше, а также пообещали подвергнуть блокаде все крупные черногорские города. Их слова не более чем пустая угроза - сил у комитов не так много, чтобы заблокировать даже одну Подгорицу. Но вот перекрыть какие-то дороги и вызвать беспорядки они, безусловно, способны.

Черногория, таким образом, рискует стать слабым звеном в выстраиваемой Западом антироссийской цепи балканских государств: и потому, что симпатии черногорского народа (сербов) по-прежнему на стороне русских, и потому, что русофобские элиты (иллюзий здесь быть не должно - того же Дритана Абазовича во время учебы в Соединенных Штатах опекали серьезные люди из Госдепа) грызутся друг с другом за власть и теряют влияние, и просто в силу традиционной балканской безалаберности.

Происходящее, безусловно, некритично для Запада - и не с такими проблемами справлялись! Но уж очень не вовремя, учитывая обострение ситуации в Косове.

А в Косове между тем продолжается эскалация насилия. Процесс начался не вчера - он идет по крайней мере последние три года. В 2020-м в крае было официально зафиксировано 54 случая нападения албанцев на сербов. В 2021-м - уже 133 случая. В 2022 году инциденты стали происходить практически ежедневно. Шиптары, явно получив добро на свои разбойные действия, развязали настоящий террор против сербского населения края. И прекращение террора является одним из главных требований защитников баррикад. Тех самых баррикад, которые KFOR, если верить албанскому сайту «Index Online», намерены демонтировать до 15 декабря - как раз к тому времени, когда Белград подаст в НАТО запрос на размещение 1 тыс. силовиков на севере края.

баррикады.jpg

В том, что типа миротворцы свои намерения выполнят, сомнений нет. Но баррикады защищают уже тысячи сербов - пусть даже слабо вооруженных, но бесстрашных и намеренных стоять до конца. Хотя бы потому, что особого выбора у них нет.

А значит, кровопролитие почти неизбежно. Пока самодовольная Европа закрывает глаза на вооруженный до зубов косовский спецназ ROSU, вошедший в сербские анклавы в нарушение брюссельских договоренностей 2013-2014 годов, и возлагает вину за обострение ситуации только и исключительно на сербов, пока спецпредставитель Евросоюза Мирослав Лайчак планирует визит в Приштину и Белград (14 декабря), вероятность того, что в Косове снова прольется сербская кровь, только растет.

В интересах Белграда, разумеется, спустить нынешнее противостояние на тормозах. Да, сербская армия наращивает присутствие у линии административного разграничения с Косовом, но самые боеспособные подразделения перебрасываются на юг страны далеко не первый раз. Да, риторика сербских руководителей все жестче, но риторикой войны не выигрывают. А союзников у Белграда в конфликте с Косовом почти что нет. Россия готова поддержать сербов на поле дипломатии, но не боя, Китай традиционно избегает вмешательства в иностранные разборки своих партнеров. В одиночку же сербам с KFOR - контингентом, находящимся под командованием НАТО, - никак не справиться.

Можно сколько угодно рассуждать о том, что Александр Вучич не тот политик, который способен на решительные шаги, - и действительно, все его призывы к сербам Космета «сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации», терпеть, как бы ни было тяжело, свидетельствуют о том, что он всеми силами пытается избежать открытого конфликта с Западом, - но и для него существуют красные линии, отступить за которые он не может. Если при столкновениях с KFOR или ROSU погибнут сербы и Белград не посмеет задействовать для защиты сербских анклавов армию, случившееся может стать началом конца президентства Вучича. Если армия вмешается и потерпит поражение - результат для Вучича будет тот же. А кто придет ему на смену? Не исключено, что купленный Западом с потрохами генерал Здравко Понош или кто-то ему подобный.

Понятно, что в западных штабах (не только военных, но и сугубо гражданских) труднопреодолимую вилку для Александра Вучича просчитали давно и расписали все возможные варианты его действий. Но у Балкан есть своя специфика - тут невозможно предусмотреть все до мелочей. Взять хотя бы тот же конфликт в Подгорице. Кураторы из американского посольства явно не предполагали, что противостояние Дритана Абазовича с Мило Джукановичем осложнится тем, что двое судей Конституционного суда в один день уйдут на пенсию, и суд, который мог бы поддержать верного Западу президента Черногории, внезапно окажется неспособным что-то изменить. Нечто подобное может произойти в Сербии на этапе подготавливаемого Западом транзита. Так что единственная надежда сербов - на балканские беспорядок и неопределенность.

Автор(ы):  Кирилл Бенедиктов, политолог
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~3Zt8a


Люди, раскачивайте лодку!!!