Трехдневные выборы и эрзац-партии. Какие избирательные стратегии власти эффективнее

Трехдневные выборы и эрзац-партии. Какие избирательные стратегии власти эффективнее
22 Сентября 2020

Трехдневное голосование, которое ввели после карантина, выглядит надежной гарантией, что российская власть сможет получить нужные результаты на любых выборах, в том числе в Госдуму-2021. Подтверждение тому - региональные выборы 11, 12 и 13 сентября. У губернаторов обошлось без вторых туров, а «Единая Россия» получила большинство мест во всех региональных заксобраниях.

Однако рекордные проценты в пользу власти есть только там, где удалось полностью исключить реальную конкуренцию. А там, где у партий и кандидатов было желание победить, ухищрения с трехдневным голосованием не помогли. Ни выезд с урнами на дом, ни досрочная мобилизация бюджетников не смогли предотвратить провалов «Единой России» на выборах в Тамбове, Воронеже или Новосибирске.

Проведение выборов не в один день, а в три и упрощенная процедура голосования вне участков действительно показали себя надежным способом обеспечить победу кандидатов от власти при ограниченной конкуренции. Урны теперь могут привезти не только на дом, но и во двор, на предприятие или в сквер просто по желанию избирателей - уважительной причины не требуется.

В сложившихся условиях оппозиции трудно организовать наблюдение все три дня, один из которых рабочий. Выездные урны наблюдателям контролировать еще труднее. Власть, наоборот, получает возможность выбрать наиболее удобный момент для использования административного ресурса и корректировки результатов. В итоге на прошедших выборах во многих регионах явка в первые два дня голосования превысила 50% от общей явки.

Однако нововведения все равно не могут нивелировать любой протест на выборах. Там, где кандидаты действительно стремились победить и смогли организовать наблюдение, никаких рекордов у выдвиженцев власти нет.

Например, в Тамбове на выборах в городскую думу первое место занял список партии «Родина» во главе с бывшим мэром Максимом Косенковым; большинство одномандатных округов тоже выиграли родинцы. Среди главных причин успеха - активная кампания и хорошо организованное наблюдение.

Причем наблюдение за выборами в городскую думу сказалось и на результатах других голосований, которые проводились одновременно. На выборах губернатора Тамбовской области действующий глава региона Александр Никитин в целом набрал около 80%, но в самом Тамбове - всего 36-40%. Разница, по всей видимости, возникла из-за того, что в городе просто были наблюдатели от людей, заинтересованных в победе на других выборах, чье присутствие не позволило корректировать итоги выборов главы региона. В других частях области серьезного наблюдения не было, поэтому там Никитин смог добрать нужные для страховки от второго тура проценты.

Похожая ситуация сложилась и с выборами в заксобрание Воронежской области, которые проводились одновременно с выборами в городскую думу Воронежа. На уровне региона единороссы набрали 65%, но в самом Воронеже - всего 35%. Конкуренция за кресло в думе города-миллионника выше - политики с ресурсом пытаются попасть в него и через партсписки, и по одномандатным округам. Они выставляют наблюдателей, которых проще нанять в большом городе, и вот результат. В глубинке конкуренция ниже, кандидатов с ресурсом меньше - организовать наблюдение некому, за счет чего партия власти добирает нужные ей проценты.

Примерно так же обстоят дела и с выборами в Новосибирской области, где параллельно выбирали региональное заксобрание и городской совет Новосибирска. Конкуренция за места в горсовете получилась острой - на них претендовали единороссы, коммунисты, оппозиционная коалиция штаба Алексея Навального, новый кремлевский проект «Новые люди», баллотировавшиеся от малых партий представители местного бизнеса. Наблюдателей было в избытке, что сказалось на результатах «Единой России» на параллельных выборах в заксобрание региона. На региональным уровне партия власти набрала 38%, на городском - 23-30%, не попав на многих участках на первое место. А в горсовет смогли пройти кандидаты не только от системных партий, но и четверо от оппозиционной коалиции Навального.

В семи из 11 регионов единороссы не смогли перевалить за 50% в голосовании по партспискам (хотя везде получили большинство за счет одномандатников). На выборах в городскую думу Томска «Единая Россия» получила только 11 мест из 37, набрав всего 24% в голосовании по партспискам.

Системные партии, которые вступают в торг с властью и не выставляют сильных кандидатов на губернаторских выборах, ведут себя куда смелее на выборах в депутатские собрания. Здесь для них последние рубежи, где нельзя не бороться. Несистемные оппозиционеры в принципе играют всерьез. Выборы в Госдуму - главный рубеж для партий, поэтому экстраполировать губернаторские рекорды на них ошибочно. Участники кампании в нижнюю палату ставят на кон последнее, поэтому они будут бороться за результат, а там, где за результат борются, трехдневное голосование не очень помогает.

Правда, помогает другая стратегия, которую власть тоже опробовала на прошедших региональных выборах, - дробление протестных голосов с помощью многочисленных новых партийных проектов.

Например, в Новосибирске нужно было не допустить, чтобы большинство в горсовете получили коммунисты (город и так возглавляет мэр от КПРФ Анатолий Локоть). Для чего модераторы кампании от непопулярной в регионе «Единой России» стравили КПРФ (как главную партию протестного выбора) с оппозиционной коалицией Алексея Навального. Они также выставили в принципе лояльных областной власти кандидатов от других партий или в качестве самовыдвиженцев.

Стратегия во многом сработала: коммунисты получили всего восемь мест из 50. В горсовете оказались несистемные оппозиционеры, но вертикаль все равно смогла получить лояльное большинство, добавив к единороссам депутатов от ЛДПР и провластных самовыдвиженцев. Конечно, руководству региона будет сложнее модерировать получившуюся конструкцию, но в целом она вполне рабочая.

В Томске власти надо будет собирать контрольный пакет в городской думе, имея базу всего из 11 единороссов на 37 мест. Недостающие для большинства восемь голосов, скорее всего, обеспечат «Новые люди», которые вряд ли станут сотрудничать с занявшими второе место коммунистами, а также ЛДПР.

Томский опыт может повлиять на стратегию власти на выборах в Госдуму. Вместо того чтобы биться над обеспечением большинства одной только партии власти, можно сосредоточиться на дроблении протестных голосов, чтобы не дать сформировать оппозиционную фракцию, сопоставимую по размерам с «Единой Россией».

И здесь власти могут очень пригодиться партийные проекты, способные набрать 5-10% голосов и получить небольшую фракцию. В дело пойдут и старые наработки вроде Партии пенсионеров (прошла в семь региональных заксобраний), и новые идеи - например, «Новые люди» прошли в четыре заксобрания. В их списках нет известных политиков с протестным настроем, а значит, с ними будет проще договориться и убедить присоединиться к провластной коалиции с «Единой Россией». Такая тактика также может стать противовесом «Умному голосованию», которое призывает протестного избирателя голосовать не за кандидата от власти, а за его самого популярного противника.

Прошедшие выборы показали, что протестные настроения у российских избирателей сильны, но очень размыты. А их размытость создает благоприятные условия для кремлевских эрзац-партий. Недовольны пенсионной реформой - голосуйте за Партию пенсионеров. Хотите обновления власти - вот вам «Новые люди». С проектами для более идеологизированных ниш (патриотической «За правду» и экологической «Зеленой альтернативой») получается хуже, избирателя с убеждениями труднее обмануть эрзацем. Но никто и не ждет, что каждый проект обязательно окажется в Госдуме.

Однако пока не похоже, что власть учла все уроки прошедших региональных выборов. Даже эрзац-разнообразие в следующем созыве Госдумы кажется многим слишком рискованным экспериментом. А потому президентская администрация не торопится оставить старый путь административного ресурса и максимального процента за «Единую Россию», региональные списки которой должны возглавить губернаторы.

Автор(ы):  Андрей Перцев,  Московский центр Карнеги
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~rvN61


Люди, раскачивайте лодку!!!