Встреча G7 в Италии: попытка заранее взять реванш за не начавшийся, но уже проваливающийся саммит в Женеве

Встреча G7 в Италии: попытка заранее взять реванш за не начавшийся, но уже проваливающийся саммит в Женеве
11 Июня 2024

13 июня в курортном местечке Бонго-Еньяца области Апулия, на самом каблуке Апеннинского полуострова откроется 50-й саммит большой семёрки. О предстоящей трёхдневной встрече неуважаемых западных партнёров - в аналитическом материале международного обозревателя «Четырёх перьев» профессора Владимира Сапунова.

С помпой и размахом

Полувековой юбилей большая семёрка отмечает с размахом - на одном из самых дорогих и престижных курортов Европы. На встречу лидеров наибогатейших стран мира приглашено 13 глав государств. Больше было, только когда G7 называлась G8 и в его форуме (в лице президента Дмитрия Медведева) участвовала Россия - в 2009 году. Тогда Сильвио Берлускони, покойный экс-премьер-министр Италии, пригласил в Аквилу на 35-й саммит 22 гостя - лидеров своих стран.

Побить рекорд эксцентричного предшественника у нынешнего председателя итальянского кабмина Джорджи Мелони не получится. Но список гостей выглядит солидно. На саммит, в том числе, приглашены лидеры Аргентины, Бразилии, Индии, ЮАР, Турции. Впервые в качестве гостя во встрече большой семёрки примет участие наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед Бин Салман. Обычно аравийская королевская семья на G7 не обращала внимания, поскольку Эр-Рияд там ругали за нарушение прав человека. 

Имидж форума и его телевизионную картинку усилит присутствие папы Римского Франциска.

Как и 2023 году, на саммит приглашён недофюрер Владимир Зеленский, который примет участие в заседании, посвящённом русско-украинской войне. Во многом именно хохляцкая часть программы определяет суть форума.

Реванш за несостоявшуюся Женеву

Обратим внимание, что в Апулию прилетают лидеры Индии, Бразилии и Турции - Нарендра Моди, Лула да Сильва и Реджеп Тайип Эрдоган. Никого из них на так называемом женевском мирном саммите не ожидается. Бразилия вообще не примет участие в женевском сходняке. Турция понизила уровень до главы МИДа. А с Дели ничего не ясно.

Зато они съедутся в Италию на встречу G7, что иллюстрирует попытку коллективного Запада вернуть значимость некогда главному политическому событию года. Но в последнее время превратившемуся в рутинное и малоинтересное - в первую очередь по причине исключения России и отказу от участия китайских лидеров. А также потому, что по влиятельности форумы G7 уступают более репрезентативным встречам G20.

Теперь же в Италии русско-украинскую войну в первый день саммита обсудят практически все ведущие государства мира. Но, конечно, без участия Москвы и Пекина результат окажется малоэффективным. Зато вполне эффектным. И по сравнению с лысым женевским сходняком, куда не поедет даже Джозеф Байден, - приличным. Во время обязательного выступления актёра Зеленского камеры непременно покажут лица тех лидеров, которые Женеву проигнорируют.

Во многом карты организаторам спутал президент ЮАР Сирил Рамафоса. Изначально он планировал участие в саммите, но в последний момент пошёл в отказ. Причина в том, что Африканский национальный конгресс, который возглавляет Рамафоса, потерял большинство в парламенте. И должен искать возможности сформировать коалиционное правительство. 

Любопытно, что выборы в Национальную Ассамблею прошли 29 мая, о результатах было известно давно. Но официальный отказ пришёл только 10 июня. А с ним - и удар по многим медийным планам G7.

Не только Украина

Хотя по понятным причинам русско-украинская война остаётся ключевым мировым событием и, как и в прошлые два года, станет центральной темой, у трёхдневного саммита полно других забот. Здесь и мировая энергетика, и отношения G7 с Китаем и Глобальным Югом, и проблемы Ближнего Востока и Африки.

На площадке форума намечены встречи лидеров стран, у которых плохие или не очень хорошие отношения. К примеру, в Апулии пообщаются президенты Бразилии и Аргентины - Лула да Сильва и Хавьер Милей, регулярно обменивающиеся резко критическими замечаниями в адрес друг друга. 

Исторически непростые отношения между Саудовской Аравией и Иорданией - с тех пор как с Аравийского полуострова было изгнано хашимитское семейство. Теперь они усиленно пытаются их наладить. Год назад принц Иордании Хусейн женился на родственнице короля Саудовской Аравии. А встреча принца бин Салмана и короля Иордании Абдаллы в Италии призвана стать новым шагом к нормализации.

Присутствие на саммите четырёх африканских лидеров - ЮАР, Алжира, Кении и Мавритании преследовало вполне осязаемую цель. А именно - повернуть вектор влияния глобального Запада на чёрном континенте в нужную сторону. Которое от него уплывает к Китаю и России. 

Широту замыслу придавало то обстоятельство, что главы четырёх государств представляют основные регионы Африки. Но вмешался Рамафоса с неудачей его АНК на южно-африканских выборах. А без его участия планы G7 на повестку чёрного континента сжались как шагреневая кожа.

Поиск Западом средств для ВПК

Впрочем, главная тема разговоров лидеров стран большой семёрки, как всегда, - мировая экономика и перераспределение финансовых потоков. Главы США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Канады и Японии обсудят, каким образом перенаправить бабло в ВПК. И из каких отраслей.

Понятно, что усиление ВПК станет основой экономических дискуссий. В свете противостояния с Россией. Лидеры коллективного Запада попытаются договориться о том, кто должен поделиться с военными и в каких объёмах. Учитывая, что страны НАТО практически открыто заявляют о готовности вступить в войну с Россией, другие темы отойдут на второй план.

Договориться, конечно, непросто, поскольку те, у кого хотят попросить средства, делиться не любят. Прежде всего - банки, инвестиционные фонды и другие финансовые организации. А также крупнейшие IT-компании. 

В США давно действует железный принцип: не поделишься с ВПК - получишь огромные проблемы. Поэтому оборонные заказы в той или иной степени выполняют все крупнейшие технологические предприятия: Microsoft, Apple, Intel, Sisco, AT&T и другие. А вот европейские компании раньше имели гораздо больше свободы. Но от судьбы не уйдёшь - придётся скидываться на общак.

Как обычно, погрозят санкциями. В своё время китайские лидеры завязали с поездками на саммиты G7 из-за критики США и ЕС нарушений прав человека в Уйгурском автономном округе. Но в 2024 году она кажется детским лепетом в свете возможной глобальной экономической войны между Западом и Китаем. 

Уже звучат призывы начинать репрессии против мелких китайских банков, с помощью которых Россия обходит западные санкции. 

Евросоюз рассматривает возможности протекционистских ограничений на электрокары и другие виды товаров из КНР. Ну а о запрете TikTok, Huawei и Phytium в США лишний раз и говорить не стоит.

Проблема для Запада в том, что он прилично зависит от китайских товаров народного потребления. И любое их ограничение немедленно приведёт к дефициту и инфляции что в США, что в ЕС. 

Поэтому западным странам приходится сквозь зубы поддерживать уровень экономического сотрудничества с Китаем. А иногда и ослаблять удила (как было, скажем, с исключением из чёрного списка Xiaomi в Соединённых Штатах). И каждую санкцию выверять с большой точностью. 

О согласованных действиях против Пекина лидеры стран G7 в Апулии поговорят обязательно. 20 мая большая семёрка прямо заявила, что предпримет шаги для уменьшения чрезмерной зависимости в критически важных цепочках поставок от Китая.

В целом уже третий подряд саммит G7 коллективный Запад демонстрирует крен в сторону реальной политики. Конечно, темы климата, продовольственной безопасности, помощи развивающимся странам остаются в повестке. Но звучат всё тише и тише. 

Зато всё громче говорят о главной североатлантической повестке - экзистенциальном противостоянии с Россией. Под знаком которого так или иначе пройдут ключевые дискуссии.

Автор(ы):  Владимир Сапунов, доктор филологических наук
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~L4DFZ


Люди, раскачивайте лодку!!!