Дмитрий Ольшанский: Украина должна ответить русским за все

Дмитрий Ольшанский: Украина должна ответить русским за все
19 Мая 2022

Чем русская политическая машина отличается от украинской.

Наша война на Украине, несомненно, является справедливой.

Украина должна ответить за все. И не только за Одессу 2 мая 2014 года или долгие издевательства над Донбассом, но и за беловежские тридцать лет, начиная с тех времен, когда наши противники активнее других ломали общее государство, воевали на стороне Шамиля Басаева, разгоняли русскую республику в Крыму и делали вид, что огромная территория, отданная им большевиками, - их нерушимая собственность.

Но именно в силу того, что наша война против Украины - справедливая, - она, скорее всего, не даст нам героев, не создаст большой миф и не будет канонизирована в народной памяти.

Ведь только простой народ думает, что справедливость - лучшее чувство, высшее из возможных. На самом деле справедливость - горькое вещество. Справедливость часто приходит слишком поздно. Но даже если и вовремя и если нет горького вкуса, в ней все равно нет подлинной радости, и от торжества справедливости - или, называя иначе, возмездия - остается усталость, желание забыть, а не всеобщее счастье.

Простой пример справедливой войны в русской истории: летом 1945-го Советский Союз, нарушив пакт о ненападении, напал на Японию - и, разгромив Квантунскую армию и отомстив за унижения 1904 года (знаменитые слова Иосифа Сталина все помнят), вернул себе Сахалин и Курилы.

Плохо ли мы (ну, условные советские мы) сделали, что наказали совершенно людоедский японский режим (намного хуже нынешнего украинского) и расширились за его счет? Разумеется, хорошо.

Но легендарной война не стала.

А разве плохо, что в результате большой финской войны 1939-1944 годов мы получили Карелию и отодвинули границу подальше от Ленинграда? Тем более хорошо.

Но и там не сложилось ничего похожего на романтический миф.

Да и в XIX веке - разве русская культура лучше всего прочего помнит победные походы Ивана Паскевича (самый, наверное, триумфальный наш полководец за целую эпоху), Александра Барятинского и Михаила Скобелева? Или даже казаков во взятом Париже? Как-то слабовато она их помнит, хотя и к Наполеону, и к полякам и горцам у нас был серьезный счет.

Тем не менее налицо - справедливость.

А культура помнит другое. Она помнит - и воспевает - два своих любимых сюжета. Чудесное спасение из почти безнадежной ситуации на грани выживания. Или - героическая гибель.

Поэтому Бородино и горящая Москва в национальном каноне у нас есть, а взятого Парижа нет.

Гордый варяг есть, а разгрома японцев через сорок лет - нету.

Ледяной поход Белой армии - есть, а с красными того же времени - проблема. Как ни старалась Советская власть их поэтизировать, - поскольку красные как раз воевали за справедливость («Шестьдесят лет назад вы крестьян в крепостном праве держали, вот, мы дозрели вам отомстить»), а белые - за выживание, спасение или отчаянную смерть.

И даже применительно к Великой Отечественной войне каждый чувствует, что история 1941-го и 1942 года, история обороны Москвы, котлов первых месяцев, блокады Ленинграда, Ржева и Сталинграда - намного значительнее, чем победный марш по разным столицам последнего года войны, хотя чем дальше, тем лучше воевала Красная армия и тем увереннее, казалось бы, побеждало добро.

Вот и от русско-украинского конфликта XXI века в национальной памяти останутся митинг в Севастополе, Игорь Стрелков в Славянске и горящий Дом профсоюзов, обстрелы Донбасса и оборванные ополченцы на блокпостах, Моторола и Гиви, комбриг Алексей Мозговой под Дебальцево, останется русское выживание, русское чудесное спасение и русская героическая смерть, - а из того, что потом прошли годы и мы, наконец, пришли основательно и насовсем, пришли, чтобы забрать свое и раздать всем сестрам по серьгам, - песни не сложится.

Просто тяжелое, горькое и справедливое дело должно быть доведено до конца.

***

Принципиальная разница между русской и украинской политическими машинами состоит в следующем.

Украинская политическая машина создает круг идей (украинцы великие, в Москве Мордор, Путин Гитлер, Запад подарит нам счастье, Бандера герой etc.) - и делит людей по отношению к нему.

Если человек находится вне машины - и идти в круг не хочет, то он, собственно, не человек. С ним можно делать что угодно, и даже хуже, чем что угодно.

Но если он ценности и чувства разделяет, если он внутри общей игры - он свой. И, значит, имеет право на бурное, открытое, непредсказуемое соревнование людей, находящихся там же, на участие в гонке за аплодисментами, лайками, перемогами, голосами избирателей, должностями, деньгами, словом, в гонке за успехом.

Участники гонки, конечно, пихают друг друга - и довольно болезненно, - но все они более или менее равны между собой, и каждый из них свободен бороться так, как ему нравится. При условии, повторюсь, что он не подвергает сомнению коллективные аксиомы насчет Запада, Путина, Бандеры и прочего. А кто подвергает - тому не повезло.

Русская политическая машина устроена совсем иначе.

Никакого идейного контура, создающего государство и общество, здесь нет. Формально какие-то ценности демонстрируются, но они декорация, которая должна быть на своем месте, но ее наличие ничего не решает и не меняет.

И никакой гонки за публичным успехом здесь нет. Ею занимаются клоуны или враги, но серьезный человек - он на то и серьезный, что действует максимально закрыто, а если с кем-нибудь конкурирует, то под ковром.

Зато здесь есть начальство.

И смысловым центром нашей машины является только начальство. Бумажки, которые оно согласует, хорошие новости, которые оно хочет слышать, послушные кадры, которые оно хочет везде расставить, маскировка проблем, с которыми оно не хочет иметь дело, распределение ресурсов среди тех, кто ему близок по каким-то личным причинам.

Словом, то место, которое на Украине занимают европейская интеграция, победа на Мордором, сто тысяч репостов, - в России занимает Иван Иваныч из кабинета номер восемнадцать.

И если на Украине самое главное - любой ценой набрать сто тыщ репостов, обещая всем все, рисуя фантастические картины невероятного счастья, рассылая во все стороны тонны спама и торгуя любым фуфлом, лишь бы поверили, лишь бы услышали, лишь бы проголосовали, то в России самое главное - ни в коем случае не расстроить Иван Иваныча, а еще лучше - порадовать, и если нужно ничего осмысленного не делать, а только сидеть у него в приемной и составлять бессмысленные отчеты, то так тому и быть, а жизнь подождет.

И, соответственно, типичное для Украины ценностное разделение на своих и чужих - в России работает по-другому.

Свои - те, кто в кабинете у Иван Иваныча. Чуть меньше, но тоже свои - те, кто сидят в приемной. Помимо них внутри круга находятся солидные иностранцы с инородцами, которым Иван Иванычу полезно или приятно оказать благосклонность, а также разные знаменитости и просто важные лица, хоть бы и крайне враждебные, хоть бы и отрицающие все официальные ценности Иван Иваныча, главное - плюс-минус равные ему в статусе.

А если кто в статусе категорически ему не равен, тот, в общем, плевый человечишко, пусть и пригоден к делу, и клянется в верности. Собственно, то, что он клянется в верности, - только его принижает. Те самые свои, которым даются большие права в мире украинства, здесь как раз тем и нехороши, что они свои. Они же все равно никуда не денутся. Вы нам лучше чужих подайте.

Таким образом, Украина и Россия - страстная конкуренция за внимание публики vs бюрократическая и клановая лояльность. Рыночное, буржуазное общество, пусть и провинциальное vs феодализм, переходящий местами в абсолютизм.

Первая модель сначала кажется симпатичнее и уж точно прогрессивнее второй. Но потом ты понимаешь, какая страшная у нее есть изнанка и какой жестокой может быть бодрая, громкая рыночная толпа. Такой, что даже тот дядя из нашей приемной - почеловечнее будет.

Хотя, разумеется, с ним целое море других проблем.

Автор(ы):  Дмитрий Ольшанский, литератор
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~BNWLD


Люди, раскачивайте лодку!!!




Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы