Русский историк из США Борис Пушкарев: Через 30 лет после СССР-2

Русский историк из США Борис Пушкарев: Через 30 лет после СССР-2
8 Декабря 2021

В послевоенный период советской власти не было таких демографических катастроф, как в первые 30 лет. Но положение с народонаселением являлось далеко не благополучным.

В 1980-е, в последнее десятилетие советской власти, на территории РСФСР - территории современной Российской Федерации - ежегодно рождалось примерно 2,5 млн детей и производилось 4 млн абортов. Только представьте себе: 4 млн абортов в год! Сколько бы за 45 лет родилось детей, если бы они не были удалены из утробы матерей? И на сколько большим население досталось бы России послесоветской?

Мне, конечно, могут возразить, что вечно дефицитная советская экономика их просто не смогла бы содержать. И потому советская власть без всяких возражений допускала вдвое больший уровень абортов, чем уровень рождаемости. Можно понять, что власть предпочитала, чтобы люди жили все-таки в бетонных коробках, а не в фавелах на манер Бразилии. Ведь и так надо было закупать зерно за нефть за границей.

Но в наши дни сельское хозяйство на меньшей посевной площади производит больше зерна, чем выращивали колхозы. Другим барьером для роста служили колхозная экономика и социалистический строй. А вот в современных условиях мы могли бы прокормить куда больше населения, и недаром российские власти считают важной задачей внутренней политики поощрение многодетных семей.

После 1991 года число абортов резко пошло на спад, но упала и рождаемость. Так что общая пропорция была довольно неблагоприятной долгое время, и в последнее время прилагаются всяческие усилия, чтобы повысить рождаемость. Многие сомневаются в успехе, по будем надеяться, что сомнения рассеются и рост народонаселения у нас в стране укрепится.

Стоит заметить, что одной из задач советской внешней политики после 1945 года было насаждение по миру марксистско-ленинских правительств в странах-сателлитах. К концу 1980-х их набралось около 30. Одни из них после крушения Советского Союза растаяли довольно мирно и незаметно. Другие до сих пор существуют в разных, более или менее радикальных формах: Куба или Северная Корея. Но там, где проходили крушения, осуществлялись они по-разному. И где-то более мирным способом, как у нас, где-то - после суровой волны красного террора, как в Абиссинии или Камбодже, которые больше всего пострадали от красного террора. И своего советского периода забыть не могут.

И отсюда мы переходим к вопросу о том, что дала миру буря большевицкой революции, которая нагрянула на Россию в 1917 году и потом распространилась по многим странам. Прежде всего она дала миру Китай. Но Китай сам внутренне преобразился и стал очень сильно другим, чем он начинал быть при Мао Цзэдуне в сталинское время.

Апологеты Советского Союза часто приводят как пример положительного влияния СССР на ликвидацию колониализма в Африке и Азии 1960-е годы. Но отмена французами и англичанами прежде всего своих колониальных претензий не происходила под давлением СССР или же благодаря существованию СССР. Она произошла потому, что пришло время. В частности, американская политика того времени тоже была антиколониальной.

Советский Союз построил Асуанскую дамбу в Египте, что оставило отпечаток, может быть, на столетие. Но именно антиколониальных достижений за ним найти трудно. Потому что, как выше было сказано, задача была не столько в упразднении колониальной системы, а в насаждении своих режимов-сателлитов в странах третьего мира. И большинство из них расплавилось и ушло со сцены в 1990-е годы.

Что было создано положительного, обобщить довольно трудно. Про Россию, как ни парадоксально, можно сказать: советский режим дал нашей стране атомное оружие, которое, в свою очередь, обеспечило нам паритет с Соединенными Штатами и дает нам основание вести независимую от них политику. Но если бы оставалась Российская империя, то Второй мировой войны не было бы и никакого атомного оружия в мире не существовало бы вовсе. Но оно теперь существует и, вероятно, надолго, если не навсегда, и символично, что создано оно не без участия русских эмигрантов.

Несмотря на очевидный урон, который Россия понесла от советской власти, до сих пор много людей сожалеют о развале Советского Союза, точно Союз был их национальным государством. Но СССР не был национальным государством. Советский Союз создавался Лениным как государство нового типа, основанного на единстве партии, а не наций. И целью партии было не благосостояние народа, а мировой социализм.

Для его построения из тела Российской империи было выкроено множество республик, каждая с большой долей автономии: и культурной, и языковой. Было обещано, что вступление в Союз и выход из него станут актом добровольным. Так делалось для того, чтобы поощрить в будущем другие страны присоединяться к Советскому Союзу по мере распространения социализма по миру. К тому же в первые десятилетия распространения советской власти местные националисты служили барьером русскому национализму, который вдохновлял в свое время Белое движение.

Но к 1934 году Сталин учел опыт национал-социализма в Германии и успех Гитлера. И решил встроить элементы русской культуры и русского национального сознания в коммунистическую идеологию, пошел на то, что называется преодолением путем частичного поглощения. Та же линия была развита потом во время войны. И, заметим, весьма успешно. Но в последние годы сталинской власти превратилась в карикатуру.

Безграничное господство партии над государством продолжалось до конца сталинских лет. Но в дальнейшем стало тускнеть. Поездки партийной элиты за границу открыли коммунистам глаза на окружающий их мир. И когда Н.С. Хрущев пообещал построение коммунизма к 1980 году, скепсис был уже неизбежен, поскольку за границей коммунизм уже существовал. И постепенное разложение коммунистической идеологии было неизбежным. Она становилась все более неискренней и фальшивой.

Из подполья пробивались струи реальных мыслей и реальных чувств. В 1987-м, в канун 70-й годовщины захвата власти большевиками, прошла первая массовая демонстрация под лозунгом «70 лет по пути в никуда!» В 1988-м Русская Православная Церковь праздновала 1000-летие Крещения Руси, затем избрала патриарха Алексия II, не утвержденного никакими партийными инстанциями. В 1990 году партия не смогла выработать свою программу и таким образом расписалась в том, что она не знает, для чего существует.

Естественно, в союзных республиках представители местных партийных элит обратились к тому, что было поблизости - их местные национализмы. Но РСФСР не была исключением, а была в первых рядах. И когда 19 августа 1991 года ГКЧП осуществил попытку государственного переворота и заявил о необходимости сохранения СССР, несмотря ни на какие предстоящие новые союзные договоры, поддержки он у населения не нашел.

Зато поддержку нашел выступивший против ГКЧП Б.Н. Ельцин. Стоя на танке, он отстоял свою власть в Российской республике. Его поддержала собравшаяся на баррикадах вокруг Белого дома толпа, продежурившая там трое суток. И его поддержали силы госбезопасности, отказавшиеся штурмовать Белый дом, и армия, которая из Москвы ушла. В результате Ельцин вернул в Москву из Крыма М.С. Горбачева как президента СССР, но значительно политически ослабленного и уже мало власть имущего.

22 августа Ельцин вновь поднял над Россией трехцветный флаг, а Верховный Совет РСФСР объявил компартию распущенной и приостановил ее деятельность. За ним последовал Верховный Совет СССР. Так что правящая партия перестала быть правящей, и заявления о выходе из СССР и о государственной независимости посыпались дальше от всех республик по очереди. Завершилось все 1 декабря референдумом на Украине, где 90% населения, в том числе русских районов, проголосовало за независимость Украины. Тогда Ельцину не оставалось ничего иного, как в Беловежской пуще юридически подтвердить свершившийся факт о прекращении существования СССР. Советский Союз рассыпался по тем швам, по которым был сшит. И его крушение было неизбежно.

Среди нынешних журналистов, грустящих о советском прошлом, многие ужасаются страшными 1990 годами, а они на самом деле были нелегкими. Тут можно проследить несколько естественных причин. Прежде всего демонтаж социализма происходил стихийно, а не по какому-либо расчетливо продуманному плану. А о том, что план необходим, мы в Народно-трудовом союзе говорили. В частности, в 1991 году был проведен семинар в рамках конференции Американской ассоциации содействия развитию славистики, где говорилось, что неправильно проведенный демонтаж может ударить по тем, кто его начал, и не дать им доделать своего дела. Что, между прочим, и произошло в 1993 году, когда мятеж Верховного Совета состоялся.

Но тогда, в 1981-м, идея разработки плана действий не вызвала ни у кого интереса. Одни американцы считали, что здесь очередная эмигрантская блажь, которая никогда не осуществится. Другие считали, что дело слишком щекотливое, пусть им занимается ЦРУ, а мы им заниматься не будем. А в Советском Союзе заниматься тем же самым было равносильно тому, чтобы стать контрреволюционером и загреметь в тюрьму.

Единственный, кто создал некое подобие плана, был Г.А. Явлинский, который в 1990 году предлагал начать выкуп в частную собственность советских предприятий на деньги советских же сбережений. Шаг весьма остроумный, который, в частности, должен был предотвратить рост инфляции, но Горбачев на него пойти не захотел. Он все-таки мечтал не о переходе к капитализму, а о создании социализма с человеческим лицом.

Так что про план Явлинского забыли, а когда уже надо было реально осуществлять приватизацию, думать о нем было поздно, потому что инфляция уже ускорилась в полной мере. И когда объявили ваучерную приватизацию, ваучеры очень быстро упали в цене до уровня, как тогда говорили, бутылки пива. Поэтому они были скуплены по дешевке немногими людьми, у которых оказались крупные средства. Таким образом, ваучеры поспособствовали приватизации в руки ограниченного числа олигархов.

После свержения советской власти самым актуальным был именно вопрос об экономическом строе, о переходе от директивной экономики к рыночной, и основные конфликты и дискуссии были на переходную тему. Но государство оказалось совершенно обнищавшим. Его плановые доходы прекратились, а доходы от вводимых новых налогов, таких как налог на добавленную стоимость, который был введен очень уместно, собирались с трудом. НДС платить никто особенно не желал, потому что в советском обществе просто не было навыка платить налоги.

При социализме налогов практически не существовало, как не существовало и других явлений, присущих капитализму: безработицы, цены капитала, экономических циклов. Прошли десятилетия, прежде чем уплата налогов вошла в некоторой мере в общественную привычку.

Бывший премьер-министр РФ B.C. Черномырдин в свое время сказал, что одна из главных трудностей реформ начала 1990-х годов заключалась в том, что они проводились в то время, когда оставалось в силе советское антирыночное законодательство. Отменить законы отказывалось прокоммунистическое большинство в Госдуме, и они сохранялись вплоть до конца 1990-х.

Обнищание государства не давало возможности адекватно содержать чиновничество, а богатство олигархов позволяло платить чиновникам большие взятки. В итоге комбинация частного влияния на государственные органы оставалась характерной для нашей экономики долгие годы и не способствовала ее эффективности. Федеральный бюджет был в дефиците до конца 1990-х. И только при В.В. Путине государство стало сводить концы с концами: при отсутствии поступлений от широкого диапазона налогов средства содержать госаппарат были найдены в виде дохода от продажи нефти и газа за границу.

Продажа ресурсов одно время превышала половину государственного бюджета и снискала России на Западе славу бензоколонки, вообразившей, что она государство. Постепенно зависимость удалось снизить до примерно трети бюджета, что, конечно, все равно много.

Подводя итог: крушение социалистической экономики было стихийным и многообразным, а выходить из сложившегося положения пришлось долгие годы. И сегодня, хотя не все раны 1990-х залечены, российская экономика находится на достаточно твердой основе.

Вопреки официальным данным, по которым РФ поднялась выше советского уровня развития экономики только к 2000 году, наши расчеты показывают, что дело было все-таки в 1995-м. Затем примерно за 15 лет производство на душу населения по сравнению с советским периодом удвоилось.

Примечателен, в частности, бум сельского хозяйства, наступивший после санкций 2014 года, - исторически небывалый средний урожай порядка 25-50 центнеров с гектара, тогда как при советской власти он еле держался на уровне 12 центнеров с гектара - при огромном объеме минеральных удобрений, которые зачастую растений не достигали, а сваливались самосвалами на меже. Таким образом, план по их добыче и доставке считался выполненным. А западные аналитики недоумевали, как при столь огромном количестве производимых минеральных удобрений урожай выходит низкий.

Теперь удобрений реально вносится намного меньше, и результаты намного лучше благодаря комплексному подходу, в частности, аккуратному подбору зерна. Таким образом, вызванные якобы российской агрессией санкции, включая запрет на экспорт европейских сельскохозяйственных продуктов в Россию, имели весьма положительные для России последствия - небывалый расцвет нашего сельского хозяйства за последние пять-шесть. лет

Обратный эффект от санкций замечен не только в АПК, но и в других отраслях. И Россия, впервые за 100 лет, снова стала одним из передовых экспортеров зерна.

В итоге после всех катастроф советского периода Россия осталась самой большой по территории страной в мире, но с очень маленьким количеством населения, зажатой между Китаем (с населением в десять раз больше), Индией (у которой населения в девять раз больше) и Евросоюзом (население которого в четыре-пять раз больше).

Вопрос единства страны летом 1991 года остро не стоял. В центре внимания общественности была фигура Ельцина. Он возглавлял сопротивление коммунизму, в нем видели символ будущего России. В центр НТС в августе 1991 года поступили сообщения из 22 городов о том, что члены организации участвовали в демонстрациях в поддержку Ельцина. Бесспорно, такие же демонстрации происходили во множестве городов, где никакого НТС не было. Между тем о демонстрациях за сохранение единства страны или за ГКЧП у нас сведений нет. Сегодня Владимир Жириновский говорит, что он поддерживал ГКЧП, но тогда о его шагах мало кто знал.

Общественность забеспокоилась только к концу 1991 года, когда подумала: «А как же жить без Союза». По инициативе Н. Назарбаева в Алма-Ате был созван съезд, на котором было образовано Содружество Независимых Государств, но организация до сих пор остается чисто формальной. А реальное объединение началось в 2000-2001 годах по инициативе того же Назарбаева, когда было создано Евразийское экономическое сообщество, в которое вошли пять из 15 бывших советских республик - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Наблюдателем при ЕАЭС числится Узбекистан.

Дальнейшее развитие интеграционных процессов зависит от широты имперского мышления в Москве и от понимания местными элитами выгод от осуществления интеграции. Но основным препятствием интеграции служит американская политика.

Американцы видят огромную опасность в восстановлении Советского Союза. Очевидно, что возрождение СССР - абсурд. Потому что партия, которой он был основан, уже 30 лет не существует. Но американцы словосочетание «Советский Союз» понимают по-другому - в чисто географическом смысле. То есть любое другое государство, каким бы ни было его содержание и название, которое находится в границах Советского Союза приблизительно с начала 1940-х годов, для них представляет опасность. Поэтому они сразу озаботились присутствием в бывших советских республиках. И занимались там тем, что они называли Nation Building, то есть постройкой наций, созданием наций.

Особенного успеха они добились в странах, где были сильные антироссийские течения: Грузия и Украина. Американцы даже придумали поговорку, что без Украины Россия - обыкновенное государство, а вместе с Украиной - империя.

Конечно, не будь цепочки катастроф при советской власти, нам с 500-600 миллионами потенциального населения было бы гораздо комфортнее жить с нынешними соседями, на более равной ноге, чем приходится жить сейчас. Но приходится жить в той ситуации, которая есть, и Россия в ней показывает себя неплохо.

Россия - единственная в мире страна, где христианские храмы строятся в большом количестве, а не закрываются. Закрываются они по всей Западной Европе и в Северной Америке. В России строится примерно по 1 тыс. храмов в год. Храмостроительство, может быть, самое большое достижение нынешней России, на которое мало кто из политиков обращает внимание.

Россия - единственная страна, где есть атомная электростанция на быстрых нейтронах, одно из окошек в будущий постуглеродный мир. И где за последние 30 лет число заключенных в тюрьмах и в других местах заключения сократилось, причем наполовину. А первое место в абсолютных показателях на 1 тыс. душ населения заняли Соединенные Штаты. Но вот что особенно интересно: Россия добилась снижение числа заключенных, подвергаясь мировому остракизму. Нападки ускорили ее развитие, в частности, в сфере сельского хозяйства. Так что есть много светлых проблесков, на которые можно ориентироваться и от которых ждать добра в будущем.

Но нерешенным остается вот какой вопрос: у нас слишком мало людей на слишком большой территории, которая будет и дальше вызывать интерес определенных соседей. Мало вести политику поддержки рождаемости, надо думать об иммиграции соотечественников и об их интеграции в тело русской нации.

Русский историк из США Борис Пушкарев: Через 30 лет после СССР

Автор(ы):  Борис Пушкарев, историк, США
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~jEyFT


Люди, раскачивайте лодку!!!


0
Guest
глупости!! Храмостроительство русский этнос не восстановит. Только социализм и СССР!!!
Имя Цитировать 0