Танцы с волками Александра Вучича

Танцы с волками Александра Вучича
23 Ноября 2023

 

Президент Сербии Александр Вучич участвует в танцах с волками. И не с обычными волками, а с евро-атлантическими. В роли вожака стаи выступает генсек НАТО Йенс Столтенберг, отправившийся в турне по Балканам.

В программу поездки Столтенберга включены визиты в Северную Македонию, которая уже вступила в альянс, и те страны региона, которые в Брюсселе числят среди потенциальных кандидатов на членство в НАТО.

А именно - Сербия, Босния и Герцеговина и Косово. В тройке государств в силу тысячи и одной причин наиболее напряженная и запутанная интрига складывается в отношениях Белграда с Брюсселем, который когда-то Белград бомбил, а теперь вот пытается задушить его в интеграционных объятиях.

В Белграде генсека НАТО, который прибыл в столицу Сербии после визитов в Сараево и Приштину, встречали с почетным караулом. Явно символический жест и очередное напоминание о том, что сейчас на дворе другая эпоха и время других оборонных стратегий и военных партнерств. Первым, кто приветствовал Йенса Столтенберга до переговоров с президентом Вучичем, оказался министр обороны и председатель правящей Сербской прогрессивной партии Милош Вучевич.

Однако главные заявления, как и следовало ожидать, прозвучали по итогам встречи сербского лидера с генсеком НАТО.

«Мы должны развивать наши отношения с НАТО, попробовать вернуть утерянное доверие, но и далее будем ревностно оберегать свой военный нейтралитет», - заявил сербский лидер, указав на то, что сближение с Брюсселем продолжится. Но сближение имеет свою красную линию, переступать которую Белград не намерен.

Высшей ценностью для Сербии остается военный нейтралитет, и тут надо сделать особый смысловой акцент.

Именно здесь - принципиальное отличие Сербии от Украины, Грузии и других потенциальных новобранцев НАТО. Они-то хоть завтра с радостью обменяли бы свой нейтралитет как ненужный им ваучер на греющий душу входной билет в альянс.

Но вот Сербия принципиально другая, хотя свои танцы с евро-атлантическими волками готова продолжать.

Вроде как уяснив, что сербский военный нейтралитет, в отличие от украинского или грузинского, не продается, Йенс Столтенберг дал понять, что Брюссель готов пройти вместе с Белградом более длинный и извилистый путь интеграции.

«Тот факт, что мы проводили совместные учения, не означает, что они подрывают сербский нейтралитет. Сербия четко дала понять, что она останется нейтральной страной, вне военных блоков, и мы полностью уважаем ее выбор. Мы продолжаем считать, что как нейтральная страна Сербия может работать более тесно с НАТО, что принесет пользу как НАТО, так и самой Сербии», - заявил на пресс-конференции в Белграде Йенс Столтенберг.

Обращает на себя внимание, что, выразив надежду на «более доверительные отношения с НАТО, чем они были раньше», президент Вучич сообщил о намерении предложить своему кабинету министров рассмотреть вопрос о возобновлении учений с НАТО и другими партнерами на фоне введенного Белградом с начала специальной военной операции по демонтажу Украины моратория на маневры с иностранными силами.

Сенсация? Едва ли.

Однако для того, чтобы понять, что происходит на самом деле, необходимо отмотать время на семь месяцев назад - вернуться в апрель 2023 года.

Именно тогда Минобороны Сербии сообщило о запланированных на июнь на юге страны танцах с волками. А именно - о совместных учениях с НАТО под кодовым названием «Платиновый волк».

Новость многие тогда восприняли как сенсацию, и вот почему. Хотя маневры «Платиновый волк» с 2014 года регулярно проводились на сербской военной базе «Юг», в феврале 2022-го, сразу после начала специальной военной операции, Сербия объявила мораторий «на военное взаимодействие со всеми иностранными партнерами».

Отказавшись вводить санкции против России, в Белграде сообщили о решении с учетом политики все того же военного нейтралитета «приостановить участие в военных учениях со странами как Востока, так и Запада».

Министр обороны Сербии Милош Вучевич сделал разъяснение, в котором все же содержалась некая туманность или недосказанность.

Заявив о том, что введенный в 2022-м Белградом мораторий остается в силе, он указал на то, что для «Платинового волка» 2023 года, дескать, сделано исключение, поскольку Сербия таким образом намерена выполнять «обязательства в многонациональных операциях». Хотя так и осталось неясным, о каких обязательствах идет речь, глава военного ведомства призвал не искать в принятом решении «никаких скрытых сигналов и смыслов» и не считать его пробным шаром грядущего кардинального разворота в оборонной стратегии страны.

«Речи об отказе Сербии от военного нейтралитета не идет, как и о том, что мы становимся на ту или иную сторону в украинском конфликте», - подчеркнул глава оборонного ведомства.

Как видим, его высказывание перекликается с тем, что заявил генсеку НАТО Йенсу Столтенбургу президент Сербии Александр Вучич.

Как бы то ни было, Сербия, продолжающая декларировать военный нейтралитет и равноудаленность в конфликте на Украине, возвращается к активному взаимодействию с НАТО, причем процесс начался не вчера. Что уж там говорить, далеко не самая приятная для нас новость, но и трагедии никакой не произошло. По крайней мере пока.

Более того, если не отходить от фактов и следовать хронологии отношений Белграда и Брюсселя последних лет, то нельзя не заметить четкую тенденцию. Претендующая на роль ключевого союзника России на Балканах Сербия активно взаимодействовала с НАТО. В конце 2019 года Белград принял новый план индивидуального партнерства с НАТО (IPAP), подтвердив «все более тесное партнерство с альянсом».

Но и предыдущая версия IPAP предоставляла НАТО право использовать сербскую военную инфраструктуру.

А в 2016 году парламент Сербии ратифицировал соглашение, предоставляющее натовцам право передвижения по сербской территории и дипломатический иммунитет.

Комментируя в апреле решение возобновить учения «Платиновый волк», которое предвосхитило нынешний визит в Белград генсека НАТО Йенса Столтенберга, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков дал понять, что учения Сербии со странами НАТО не останутся незамеченными в Москве.

«Мы, безусловно, будем внимательно за ними наблюдать», - сказал Дмитрий Песков. По его словам, в Кремле в курсе того, что «Белград находится под страшным, беспрецедентным давлением» и что «постоянно предпринимаются попытки привлечь Сербию на сторону тех, кто занимает антироссийскую позицию».

В свою очередь, президент Сербии Александр Вучич в интервью сербскому телевидению и радио сделал тогда признание, которое позволяет понять весь драматизм ситуации, в которой оказался Белград, выдерживающий колоссальный прессинг Запада, не вступающий в антироссийские альянсы, но чувствующий себя между молотом и наковальней.

Самое время вспомнить признание Вучича.

«Мы до сих пор сохраняли военный нейтралитет. Будет ли так и дальше, поклясться не могу, будет нереально, несерьезно и безответственно. Мы не можем без Европы сделать многого, у нас нет большого выбора и иного пути», - заявил тогда президент Вучич. Сказал все предельно честно и откровенно.

Таковы они, нынешние сложные танцы Белграда с «Платиновым волком» и евро-атлантическими волками, которым Сербия, к счастью, остается не по зубам.

Пока.

Автор(ы):  Сергей Строкань
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~x4uCN


Люди, раскачивайте лодку!!!