Агрессивная Лиза. Почему Трасс оказалась преемником Бориса Джонсона

Агрессивная Лиза. Почему Трасс оказалась преемником Бориса Джонсона
5 Сентября 2022

Сенсации не произошло: новым премьер-министром Великобритании стала глава Форин Офис Лиз Трасс. 5 сентября по местному времени были оглашены результаты финального голосования - и сэр Грэм Брэди, председатель «Комитета 1922», назвал имя нового лидера Консервативной партии.

Победу Трасс на внутрипартийных выборах, где ее соперником был бывший канцлер Казначейства (министр финансов) Риши Сунак, обеспечили два фактора: ее отмороженность во внешнеполитических делах и непрофессионализм во внутренней - главным образом экономической - политике. Звучит парадоксально, но так и есть.

Когда в начале июля Борис Джонсон под давлением многочисленных скандалов все-таки заявил о своем уходе с поста премьера, главным кандидатом на его место считался как раз Риши Сунак. Сын иммигрантов-индусов, поднявшийся из низов на сияющие вершины политического и финансового олимпа (Сунак - единственный британский политик первого ряда, попавший в список богатейших людей страны с личным состоянием в 730 млн фунтов стерлингов), первым заявил о своем намерении побороться за освобождающееся на Даунинг-стрит кресло. И поначалу его поддерживало большинство консерваторов. Но в течение августа Сунак неуклонно терял поддержку, а Лиз Трасс, напротив, ее наращивала. В итоге к финалу гонки Риши Сунак выглядел довольно жалко - и даже сочувствующие ему журналисты считали, что победить он может разве что чудом.

Трасс «привлекала сторонников, обещая значительное снижение налогов, в то время как ее соперник Риши Сунак, богатый бывший банкир, потерял очки, выступая за далекий от сказок экономический реализм», пишут европейские СМИ. Важную роль в ее программе играет чрезвычайный бюджет, который Трасс намерена принять в течение месяца после вступления в должность. В эфире шоу Лоры Куэнсберг на BBC 4 сентября Трасс вновь подтвердила, что не только не будет вводить никаких новых налогов, но и планирует сократить уже существующие налоги на 30 млрд фунтов стерлингов до конца сентября. «Налоговое бремя Великобритании - главная причина вялого экономического роста!» - бодро заявила она. Как известно, обещание снизить налоги - самый простой путь к сердцам избирателей. Другое дело, что обещания нужно не только давать, но и выполнять, а вот получится ли у Лиз Трасс - вопрос нетривиальный.

Вторая причина, по которой Трасс одолела бывшего министра финансов, заключается в ее жесткой, ястребиной позиции в отношении России и фанатичной поддержке Украины. Конечно, Сунак тоже никакой не голубь - им в лагере британских консерваторов просто нет места. «Если я стану премьер-министром, я удвою наши усилия и укреплю нашу политику полной поддержки Украины, которую так умело проводит Борис», - заявил он в интервью таблоиду «The Sun». Но по сравнению с Трасс Риши Сунак выглядит ботаником-пацифистом. Вспомним: именно Лиз Трасс с ветерком рассекала по заснеженному эстонскому полигону на натовском танке, позируя фотографам в камуфляже и каске. («Она Россию предупреждает? В Кремле, должно быть, трясутся от страха», - комментировали ее фото насмешливые британцы.) И именно Трасс в начале февраля 2022 года требовала от России вывести войска с российской территории.

Именно Трасс на вопрос российского коллеги Сергея Лаврова, признает ли она суверенитет России над Воронежской и Ростовской областями, где дислоцировались наши армейские соединения, ответила как отрезала: «Великобритания никогда не признает суверенитет России над регионами!» Глупо было бы требовать от среднего островитянина глубоких познаний в географии Европейского континента, но для министра иностранных дел тут совсем не лишняя компетенция. Увы, чего нет, того нет. В законах собственной страны Трасс, надо сказать, разбирается тоже не слишком хорошо.

27 февраля корреспондент BBC спросил Трасс, как она относится к тому, что британские добровольцы откликнутся на призыв Владимира Зеленского и вступят в так называемый Международный легион территориальной обороны Украины (то есть по факту станут наемниками на службе Киева). «Абсолютно поддерживаю, если они хотят - их желание вполне почетно и понятно!» - ответила Трасс. Между тем закон о вербовке иностранцев, принятый аж в 1870 году, но до сих пор никем не отмененный, четко говорит, что британские граждане, отправляющиеся в другую страну воевать без официальной лицензии правительства Великобритании, совершают уголовное преступление. На что госпоже министру иностранных дел попенял бывший генеральный прокурор.

Но самый, пожалуй, скандальный ляп Трасс допустила, когда сразу после начала спецоперации России по демилитаризации и денацификации Украины заявила, что НАТО может быть вовлечено в конфликт России и Украины. В ответ президент Владимир Путин на встрече с министром обороны Сергеем Шойгу и начальником Генштаба Вооруженных сил РФ Валерием Герасимовым приказал перевести силы сдерживания российской армии в особый режим несения боевого дежурства. На Западе решение Путина вызвало нервную реакцию, близкую к панике. Но Лиз Трасс опять вышла сухой из воды.

«Несмотря на заявление, которое было сделано министром иностранных дел Великобритании, когда она ляпнула, что НАТО может быть вовлечено в конфликт, и нам пришлось сразу же принять решение о приведении в повышенную готовность, в особый режим наши силы сдерживания, реакция последовала - сказали, что ничего такого не имелось в виду, но никто же ее не одернул! Женщина - министр иностранных дел! Хоть что-нибудь кто-нибудь сказал? «Знаете, тут ее личное мнение, не обращайте внимания». Никто ничего», - прокомментировал воинственный выпад Трасс Владимир Путин.

Однако процветающая в британских элитах русофобия в качестве политика делает востребованным безответственного ястреба, угрожающего русскому медведю в случае чего нажать красную кнопку. 24 августа, выступая в Бирмингеме, Лиз Трасс изрядно напугала ту часть британского общества, которая, в отличие от политиков, сохраняет толику благоразумия. Ведущий спросил ее, отдаст ли она приказ запустить ядерные ракеты Trident с британских подводных лодок, добавив: «Ведь ваше решение будет означать глобальное уничтожение. Какие чувства у вас вызывает мысль о выпуске ракет?» Трасс не колебалась ни минуты: «Я думаю, что подобные решения - важная обязанность премьер-министра, и я готова принять решение. Да, я готова его принять».

Поведение и риторика Трасс выходят далеко за рамки приличествующей политикам первого ранга сдержанности, поэтому она будет достойной преемницей покидающего наконец свой пост злого клоуна Бориса Джонсона. У таких же клоунов - например, у главы киевского режима Владимира Зеленского - ее избрание, конечно, вызывает бурю восторга. Но с другими партнерами отношения у нового британского премьера могут сложиться не так радужно. Например, в Вашингтоне прекрасно понимают, что Лиз Трасс не является идеологическим союзником демократов, а ее тщательно культивируемые связи с Республиканской партией США раздражают администрацию Джозефа Байдена, но надежда на то, что агрессивная Лиза окажется надежным союзником Белого дома в противостоянии Москве и Пекину, перевешивает имеющийся негатив.

В Брюсселе тоже не испытывают особенного оптимизма в связи с избранием Трасс: ее не без оснований считают сторонницей жесткой линии Brexit`a и с тревогой ожидают 15 сентября, когда ее правительству придется отреагировать на иск Евросоюза о нарушении Великобританией Североирландского протокола. Не исключено, что в результате между Лондоном и Брюсселем разгорится полномасштабная торговая война.

В Париже Трасс не могут простить фразу «Присяжные не пришли к единому мнению по вопросу, является ли Эммануэль Макрон другом или врагом», сказанную вроде бы в шутку, но в то же время и не совсем. Надежды Елисейского дворца на оттепель в отношениях двух стран после ухода Джонсона растаяли, как снег на солнце, - и сам Макрон, не назвав Трасс по имени, заявил, что «Великобритания была дружественной Франции страной независимо, а иногда и вопреки ее лидерам и их маленьким ошибкам».

Не менее остро на избрание Трасс отреагировали в Шотландии. Первый министр входящей в Соединенное Королевство страны Никола Стёрджен незадолго до финального голосования заявила в интервью «Sky News», что, если Трасс займет кресло премьер-министра, то произойдет катастрофа - не только для Шотландии, но и для всей Великобритании. «Но давайте надеяться, что ничего подобного не произойдет, ведь государству в наше сложное время нужно серьезное и ответственное руководство», - добавила Стёрджен. Ее надежды не оправдались, и перспектива нового референдума об отделении Шотландии от Соединенного Королевства приобретает реальные очертания.

Однозначную радость избрание Трасс вызвало только в Киеве, ведь агрессивная Лиза уже пообещала выделить режиму Владимиру Зеленского 1 млрд фунтов стерлингов безвозмездной финансовой помощи и самые новые системы вооружения для борьбы с ужасными русскими. Но если с украинцами все понятно, то с самими британцами, которым предстоит пребывать под каблуком новой хозяйки Даунинг-стрит до следующих выборов, все далеко не так однозначно. Дело в том, что Трасс возглавила правительство Великобритании, пожалуй, в самый неудачный для правящей партии момент. Бездумная энергетическая война с Россией привела к тому, что стране угрожает масштабный кризис, который охватит все сферы жизни общества и приведет в итоге к значительному ухудшению материального положения жителей Соединенного Королевства.

По прогнозам специалистов, зимой 2022-2023 годов нехватка электроэнергии в Британии может достичь 16% от потребляемой. Веерные отключения электричества станут печальной реальностью, пабы будут закрываться в 21:00, а школы перейдут на трехдневную рабочую неделю. Поэтому британскому правительству не избежать введения жестких планов по нормированию электроэнергии, и налицо как раз тот сценарий, который Трасс абсолютно исключала во время предвыборных дебатов.

А теперь вспомним, что главным обещанием Трасс было сокращение налогов. Но откуда же тогда брать деньги для борьбы с грозящим стране энергетическим кризисом? И допустимо ли на фоне хронических проблем, подтачивающих экономику Великобритании, швыряться миллиардными субсидиями киевскому режиму?

И здесь ведь не все расходы, на которые готова (в отличие от бережливого Сунака) пойти Трасс. Если верить ее предвыборным обещаниям, при ней Великобритания в ближайшие восемь лет увеличит военные ассигнования с нынешних 2,1 до 3% ВВП. Что для простых британцев в буквальном смысле означает «Пушки вместо масла». А милитаризация объясняется все тем же маниакальным желанием вырвать когти и зубы русскому медведю. «Если мы не остановим Владимира Путина на Украине, под угрозой окажутся другие страны: страны Балтии, Польша, Молдова - и все может закончиться конфликтом с НАТО. Мы его не хотим. Поэтому так важно сейчас идти на жертвы», - заявляла Лиз Трасс в одном из своих выступлений. Жертвы, понятное дело, должны приносить не представители британской элиты, а людишки попроще. Впрочем, как и всегда.

Так что победа Трасс может оказаться пирровой - и для нее самой, и для правящей Консервативной партии, да и для Великобритании. Стоит ли их жалеть? Вряд ли!

Автор(ы):  Кирилл Бенедиктов, политолог
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~sKkXp


Люди, раскачивайте лодку!!!




Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы