Игорь Стрелков: На харьковском фронте Россия сдала пять городов. Причины и последствия

Игорь Стрелков: На харьковском фронте Россия сдала пять городов. Причины и последствия
12 Сентября 2022

Вооруженные силы РФ потерпели крупное поражение в ходе быстротечной операции ВСУ на юге Харьковской области, оставив практически все территории. С боем или без боя сданы города и крупные поселки, многие из которых перешли под контроль ВС РФ в конце февраля - в первые дни специальной военной операции.

Сданы города: Изюм, Балаклея, Купянск, Волчанск и Казачья Лопань.

Российские войска отошли к границам РФ и ЛНР. В ходе сражения и отступления соединениями Вооруженных сил РФ и Народной милиции ЛНР понесены чувствительные потери в личном составе и особенно в военной технике и снаряжении.

Вместе с тем наметившегося на третьи сутки сражения окружения крупнейшей группировки ВС РФ в районе - 1-й танковой армии, главными силами занимавшей плацдарм на западном берегу реки Северский Донец южнее города Изюм (и нацеленной на Славянск-Краматорск), - удалось избежать. Хотя противник вполне способен был достичь успеха, но - по не вполне ясным мне причинам - не сумел.

Частично фиаско ВСУ вызвано тем, что, несмотря на ожесточенные атаки на плацдарм со стороны Славянско-Краматорской агломерации, прорвать фронт русских арьергардных частей всушники так и не смогли, и, более того, сами русские части (хотя и понесшие большие потери) организованно отступили из оперативного окружения.

В то же время, по всей видимости, противник вовремя не выявил общий отход русских войск из Изюма и не успел направить с севера крупные силы для полного захвата города. В момент, когда вывод войск с плацдарма только начинался, в северную часть Изюма вошли передовые группы ВСУ на легкой технике, сил которых для полного захвата города не хватило. Таким образом, несмотря на жестокое и даже (на мой личный взгляд) оскорбительное поражение, большая часть личного состава и практически все армейские подразделения из южной части несостоявшегося изюмского котла были выведены, не будучи разгромленными. Что должно позволить укрепить донецкий и запорожский фронты, на которые противник спешно перебрасывает свои ударные силы.

На восточном направлении наступления - в районе Купянска, - куда противник направил, по всей видимости, главный удар, наоборот, поспешные и плохо подготовленные попытки удержать город Купянск и создать здесь полноценную линию обороны по реке Оскол - привели к большим потерям переброшенных подразделений и усугублению поражения, вынудившего наше командование принять решение об оставлении Купянска и дальнейшем отходе к границе. Неудача и отсутствие достаточных русских резервов легли в основу решения об отказе от обороны Волчанска и полном отходе на линию государственной границы РФ и по границе ЛНР по всей Харьковской области.

Насколько решение командования отвечало необходимости - судить не возьмусь, поскольку, с одной стороны, мне примерно известно удручающее состояние оборонительных линий ВС РФ и Росгвардии на харьковском направлении (особенно - в плане комплектования личным составом, общей численности и наличия тяжелой техники), с другой - принципиально усилить позиции отходом на линию границы невозможно, а расчет, что уважаемые украинские партнеры строго воздержатся от вторжения на российскую территорию, мне представляется иллюзорным. (Тем не менее преследовать отходящие российские войска на территории в РФ ВСУ с ходу не стали.)

Не могу ручаться за свои выводы, но, по моему мнению, в основе поражения ВС РФ на харьковском направлении лежат как объективные, так и субъективные факторы. Наиболее существенный объективный - острейшая нехватка частей и соединений для надежного прикрытия всего фронта противостояния, образовавшегося в конце марта (после так называемой деэскалации), а также личного состава в имеющихся соединениях, частях и подразделениях. Рано или поздно, но имеющийся у нас вместо полноценной действующей армии тришкин кафтан (в котором заплаты в виде полностью и частично боеспособных частей и соединений перекидывались туда-сюда, где жарче) должен был непременно с треском порваться. Что и произошло на харьковском фронте.

Главная субъективная причина (если просто не заподозрить банальную измену на уровне Генштаба ВС РФ), скорее всего, заключается в том, что почему-то наши большие генералы были свято уверены, что противник будет покорно ждать, где и когда они соизволят нанести следующий удар или - в качестве одолжения - где будут готовы успешно обороняться. То есть от врага ждали пассивной обороны (максимум - тактических действий) на большинстве участков и - максимум - одного большого наступления на одном фронте. Им во второй половине августа стал херсонский фронт (где противник на самом деле задействовал сил не сильно меньше, чем на харьковском, но где у России было сосредоточено намного больше собственных войск).

Однако как всегда неожиданно наступили холода. Вдруг оказалось, что враг способен широкомасштабно наступать на нескольких фронтах, в том числе там, где у нас вместо фронта - редкая растянутая цепочка постов и застав, выстроенных в один эшелон при полном отсутствии даже тактических резервов. По сути, наши генералы оказались в роли хохла из анекдота: в изумленной позе с разведенными руками: «А нас-то за шо?»

Ну, в общем, при выборе из двух ответов на классический вопрос: «Глупость или измена?» - я голосую за первый. Ведь столь стремительного разгрома можно было легко избежать, если бы, выявив сосредоточение крупных сил противника в районе Балаклеи (а оно было выявлено), командование вовремя сократило бы плацдарм под Изюмом, перекинув несколько вполне боеспособных (они были) армейских батальонно-тактических групп на север вместе с необходимой артиллерией. Полностью остановить удар пяти свежих бригад противника они, конечно, вряд ли смогли бы, но (уж точно) - дали бы время командованию оперативно отреагировать на возникший кризис без полного поражения и заставили бы врага дорого заплатить за достигнутые успехи. Однако, как часто бывало в военной истории, не хотели поступиться вообще ни чем и в результате потеряли все. И территорию, и технику, и запасы, и немало людей.

После безусловной победы ВСУ в сражении за инициативу противник в лихорадочном порядке перебрасывает окрыленные легкими успехами войска на донецкий фронт (только ли на него - не знаю), создавая несколько ударных группировок на тех направлениях, которые ему (по данным разведки НАТО) представляются вполне уязвимыми для успешной атаки. Где конкретно ВСУ собираются наносить главный удар, а где вспомогательные, я не знаю. Идут сообщения о сосредоточении крупных сил врага в районе между Донецком и Горловкой (северо-западнее Ясиноватой), в районе Угледара (направление на Волноваху и Мариуполь), а я бы заподозрил в качестве очень опасного район Гуляй-Поле - Пологи. В любом случае, владея инициативой, находясь на высочайшей стадии подъема боевого духа войск и располагая мощными ударными соединениями, противник с вероятностью 90% не даст русским войскам времени на перегруппировку и укрепление уязвимых позиций, а также будет стремиться использовать две-три недели, оставшиеся до вероятного начала сезонной распутицы.

Автор(ы):  Игорь Стрелков, один из лидеров Русской весны, бывший министр обороны ДНР
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~ZaGA1


Люди, раскачивайте лодку!!!




Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы