Вениамин сменяет Павла. Что стоит за переводом экзарха всея Белоруссии на Кубань

Вениамин сменяет Павла. Что стоит за переводом экзарха всея Белоруссии на Кубань
1 Сентября 2020

Синод Русской Православной Церкви 25 августа принял прошение теперь уже бывшего экзарха Белоруссии митрополита Павла (Пономарева) об освобождении его от занимаемой должности. Владыка Павел был переведен на кафедру Кубанской митрополии, став митрополитом Екатеринодарским и Кубанским. Белорусскую же Церковь возглавил митрополит Вениамин (Тупеко), ранее бывший правящим архиереем в Борисовской епархии БПЦ.

В контексте нынешней неспокойной обстановки в Белоруссии кадровые перестановки вызвали массу вопросов у самой широкой, даже нецерковной общественности. Тем более что в последнее время все чаще проводятся параллели между белорусскими событиями и украинским Майданом 2014 года. А на Украине в плане церковной организации и взаимоотношений государства и Украинской Православной Церкви все довольно сложно.

Нужно отметить, что именно в религиозной сфере - в состоянии различных общин и отношения их лидеров к протестным событиям - параллели с Украиной вполне уместны. Начать, однако, стоит с пояснения, что такое Белорусский экзархат. Как и украинская церковная автономия, он отдельная церковная административно-территориальная единица с расширенными по отношению к Церкви-матери (Русской Православной Церкви Московского Патриархата) полномочиями. Организован Белорусский экзархат был относительно недавно, в 1989 году. И несмотря на то что непосредственно он управляется экзархом всея Белоруссии и белорусским Синодом, БПЦ является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви.

Впрочем, так уж повелось, что на постсоветском пространстве либерально настроенная оппозиция, которая устраивает революции, обычно добивается отделения от Русской Церкви ее частей и организации своих, независимых церковных образований. Пример Украины с получением томоса от Константинопольского Патриархата и с организацией весьма невнятной, непризнанной каноническими Поместными Церквями украинской автокефалии у всех на виду. Что касается белорусских оппозиционеров, то ряд движений и политических деятелей высказывался за организацию автокефальной православной церкви и церковного отделения от России. В официальную программу Светланы Тихановской, лица белорусской оппозиции, соответствующий пункт не вошел. Однако в координационном совете белорусской оппозиции заседают те люди, которые в любой момент вспомнят о церковных делах и с радостью вернут их в актуальную повестку.

Даже само развитие майданных сценариев в среде религиозных общин Белоруссии уж очень похоже на аналогичные сюжеты на Украине - и потому вызывает, мягко говоря, настороженность. Стоит просто вспомнить, что одной из основных движущих сил Евромайдана на первых порах стали греко-католики. Более того, в политическую революционную деятельность в какой-то момент включился греко-католический архиепископ, лидер украинских униатов Святослав Шевчук, который публично выступил за активную молодежь и возмущался насилием со стороны украинских властей. Важный нюанс: насилия со стороны протестующих он почему-то в упор не видел.

А что в Белоруссии? Там митрополит Тадеуш Кондрусевич, лидер католиков Белоруссии, заявляет: «Остается без ответа вопрос: почему произошли случаи насилия? Почему умеренный гражданин Беларуси поднял руку на брата? Почему силовые структуры так жестоко обошлись с мирными людьми, которые не согласны с официальными результатами выборов? Все чаще всплывают факты фальсификации выборов. Далеко не везде людей ознакомили с протоколами голосования. На некоторых избирательных участках не хватало бюллетеней. Обвиняются члены избиркомов».

Тадеуш Кондрусевич, таким образом, тоже однозначно принял сторону протестующих. К слову, упомянутый Святослав Шевчук публично переписывался с Кондрусевичем накануне, выражая озабоченность чрезмерным насилием со стороны государства. Здесь даже не параллели, а буквально совпадение одних и тех же взглядов, приемов и персоналий.

Второй показательный момент, который сближает религиозные брожения на Украине и нынешнюю ситуацию в Белоруссии, - экуменизм. Причем экуменизм настолько безграничный, что многие называют его оголтелым, а то и маркируют как новую попытку создания религии антихриста.

Речь здесь о слишком тесном, на сакральном уровне, сотрудничестве представителей самых разных конфессий. На Украине во время Майдана язычники общались с католиками, неопротестантами и прочими неоиндуистами. Там вообще было удивительное единство, казалось бы, несовместимых религиозных течений. Они призывали к миролюбию и ненасилию правоохранителей и государство в целом, но не протестующих.

К слову, единственными, кто выступил против насилия с обеих сторон, были представители Русской Православной Церкви, но их закидали камнями. Тогда как так называемый Киевский Патриархат и прочие украинские псевдоправославные раскольники присоединились к протестующим.

В Белоруссии на днях прошло мероприятие, которое, мягко говоря, удивило очень многих верующих. И не только православных, но и всех, кто хотя бы немного понимает, что такое догматика, каноника и где пролегают четкие границы межконфессионального общения. Речь идет про экуменический крестный (так можно выразиться с очень большой натяжкой) ход, инициированный Тадеушем Кондрусевичем, - совместное шествие представителей различных христианских деноминаций, а также нехристианских вероисповеданий (ислама и иудаизма). 

Были подозрения, что в акции приняли участие клирики Белорусской Православной Церкви, однако экзархат официально опроверг их участие: «Распространяемые в сети Интернет призывы принять участие в акции так называемого крестного хода представителей различных христианских конфессий с Библиями и иконами возле Свято-Духова кафедрального собора не имеют отношения к деятельности Белорусской Православной Церкви».

Правда, в другом мероприятии подобного рода, всеобщей молитве, которая состоялась в Красном Костеле Минска 18 августа, представитель БПЦ протоиерей Александр Шимбалев участие все же принял. Сделал он так по поручению митрополита Минского и Заславского Павла, что, возможно, сыграло свою роль в решении заменить его на митрополита Вениамина.

Понятно, что оба мероприятия сопровождались призывами к миру и согласию, к цивилизованному разрешению конфликтов и ненасилию. Но на Украине из примерно той же среды раздавались аналогичные призывы. А к чему они привели, в том числе в Русской Церкви, мы видели. Во многом единство Украинской Церкви удалось сохранить благодаря внутренней силе и авторитету Блаженнейшего митрополита Онуфрия (Березовского), который сразу и четко обозначил позиции Украинской Церкви по отношению и к Москве, и к попыткам раскола, и к автокефалии через томос Фанара.

В Белоруссии же ситуация с церковным руководством оказалась несколько сложнее. Нет, митрополит Павел - отнюдь не сторонник отделения Белорусского экзархата. Еще в 2017 году он высказался резко против: «Под благовидным предлогом свободы и независимости нам пытаются навязать новую идею, которая людей не объединяет, а, напротив, разъединяет».

Но, кажется, проблема здесь не в собственно канонических воззрениях митрополита Павла, а в том, что его биография не имела отношения к Белоруссии до того, как он стал экзархом. Павел Пономарев родился в Караганде в 1952 году, его церковное служение было связано с Россией, Европой, Израилем и Соединенными Штатами. Приехав в Белоруссию, Пономарев не говорил на мове и не имел белорусского гражданства (которое, похоже, так и не получил). За что, кстати, сразу подвергся критике в определенных кругах: некоторые даже называли его человеком Москвы. Теперь находятся те, кто говорит о понижении владыки Павла в должности. Однако их утверждения, прямо скажем, не соответствуют действительности. Кубань - одна из ключевых канонических территорий Русской Церкви, и поле для церковного служения в регионе весьма и весьма обширное.

Что же до Белоруссии, то в нынешней повестке для белорусов крайне важным является, кажется, в том числе, происхождение их политических и религиозных лидеров. Сменивший владыку Павла митрополит Вениамин имеет безупречную биографию. Вся его жизнь с рождения и все его служение связаны только с Белоруссией (он родился в Брестской области и, как пишут телеграм-каналы, за пределы республики выезжал разве что как турист).

Как и митрополит Павел, владыка Вениамин - строгий сторонник единства Русской Церкви, того, что называется Русским миром, и триединства русского народа - великороссов, малороссов и белорусов. Первый заместитель главы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков, комментируя назначение нового экзарха всея Белоруссии, сказал: «Владыка Вениамин - человек очень ясного и строгого канонического церковного сознания, и он очевидный противник автокефальных настроений, которые, к сожалению, в последние десятилетия искусственно инспирировались, провоцировались в Белоруссии по украинской модели».

В общем, если, не дай Бог, в Белоруссии все пойдет по украинскому сценарию, то именно владыка Вениамин станет тем человеком, который сможет предотвратить раскол и отделение Белорусского экзархата от Русской Церкви. У него есть и авторитет, и политический ум, и опыт. Впрочем, хочется надеяться, что до такой степени белорусский кризис все же не дойдет.

Между тем лидера белорусских католиков, митрополита Минско-Могилевского Тадеуша Кондрусевича не пустили обратно в Белоруссию из Польши, где он проводил богослужения. После запрета на пересечение границы республики Кондрусевич вернулся в Польшу. А 31 августа по распоряжению минских властей сменили замки в Красном костеле, где протестующие несколько раз прятались во время разгонов демонстраций протеста в центре Минска.

Автор(ы):  Александр Чаусов, Fitzroymag.com
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~pqvek


Люди, раскачивайте лодку!!!